Предохранители – важная часть электрической системы автомобиля. Они помогают защитить цепи от неисправностей и защитить машину от пожара. Иногда для устранения каких-либо неисправностей, приходится менять предохранители Лада Веста.
Где находятся предохранители в Lada Vesta
На данном автомобиле, архитектура построения электроники переняла опыт французского производителя Renault. Поэтому ничего общего с Грантой и Калиной тут нет. Всего в машине используется два блока предохранителей:
- В салоне автомобиля. Защищает цепи электрических потребителей, расположенных на кузове – осветительные приборы и салонная электроника.
- В подкапотном пространстве – все, что касается системы впрыска и двигателя. Как правило, здесь размещают силовые предохранители номиналом 40-60 ампер, а также соответствующие реле.
Автовладелец должен уметь диагностировать блок предохранителей и понимать, как производится замена плавких вставок, чтобы возвращать работоспособность важных для него приборов.
В большинстве случаев, автовладельцу рекомендуется заглядывать только в монтажный блок салона. При поиске неисправностей, связанных с перегоранием предохранителя в подкапотном пространстве, рекомендуется обратиться к профессиональному диагносту.
Как правильно подобрать и заменить предохранитель?
Когда вставка выходит из строя или перегорает, ее необходимо заменить. Но следует понимать, что подобная защита не срабатывает просто так. Если после замены предохранителя он перегорел снова, не следует пытаться вновь его заменить. Скорее всего, в электрической системе автомобиля имеется неисправность или номинал вставки подобран неправильно.
Существует несколько номиналов предохранителей, которые используются для защиты самых различных электрических цепей. Например:
- 15А – может защищать цепь прикуривателя;
- 50А – предназначен для мощного вентилятора охлаждения;
- 5А – блок управления автоматической коробкой передач;
Чем мощнее устройство, тем выше ток, который способен пропустить через себя предохранитель. Если установить вместо 5А вставку на 40А, то защищаемый прибор сгорит, так как быстродействие такой вставки будет слишком медленным. Нельзя использовать предохранители и наоборот – вместо 40А, 5А. В данном случае, вставка сгорит при первом включении потребителя, так как потребляемый ток будет слишком большим. Именно поэтому очень важно использовать вставки, согласно их номиналу. Для этого используют специальную таблицу.
Чтобы поменять предохранитель, нужно выполнить несколько простых шагов:
- Диагностировать неисправность. К примеру, не работает магнитола.
- Открыть крышку предохранителей в салоне и найти нужную вставку. Чтобы это сделать, нужно отстегнуть нижнюю часть панели, находящейся под рулевой колонкой, сняв клипсы и потянув панель на себя.
- Используя плоскогубцы, вытащите сгоревший предохранитель и установите тем же способом новый.
- Поставьте крышку на место.
Внимание! Использовать проволоку запрещается даже в качестве временной альтернативы предохранителю.
Прежде чем менять вставку, необходимо проверить ее. Для этого можно использовать мультиметр в режиме проверки обрыва или посмотреть на нее визуально.
Для чего нужны реле в монтажном блоке Весты?
Их используют в том же монтажном блоке, что и предохранители и нужны для коммутации высокоточных сетей слаботочными кнопками.
Большинство кнопок, используемых в салоне автомобиля имеют маленькие контакты, в противном случае, они были бы большими и занимали много места на панели. Чтобы такими кнопками замкнуть цепь, к примеру, муфты компрессора, необходимо использовать более мощные контакты.
Такие контакты есть у реле. Данное устройство представляет собой электромагнит с контактом и сердечником. У последних двух площадь контакта шире, а значит, коммутируемый ток больше. Кнопка замыкает катушку реле и магнит срабатывает, замыкая контакт и сердечник. Таким образом достигается управление мощного потребителя кнопкой с маленькими контактами.
Реле не имеют защитной функции и не перегорают, как предохранители, но могут со временем выйти из строя. При поломке автомобильного реле, оно начинает трещать или его катушка просто не срабатывает. В этом случае рекомендуется неисправный элемент просто заменить. Для этого возьмитесь за корпус пальцами и потяните, покачивая в сторону, чтобы вытащить из гнезда.
Назначение предохранителей и реле под капотом Lada Vesta
Чтобы заменить вставки, необходимо вначале изучить соответствующую таблицу. Так она выглядит для предохранителей под капотом:
Номер | Номинал (в амперах) | Защищаемая цепь |
F60 | 70 | ЭУР |
F61 | 30 | Элемент обогрева заднего стекла |
F62 | 40 | ЭБУ ESP |
F63 | 15 | Система кондиционирования |
F64 | 5 | Запасной |
F65 | 25 | ЭБУ ESP |
F66 | 5 | ЭБУ роботизированной коробки передач |
F67 | Не используется | |
F68 | 70 | Блок управления роботизированной коробкой |
F69 | 15 | Система кондиционирования |
F70 | 60 | Питание большинства предохранителей в салонном блоке |
F71 | 60 | Защита генератора |
F72 | 60 | |
F73 | 10 | Гудок |
F74 | 5 | Выключатель фонарей заднего хода |
F75 | 60 | Нагревательный элемент лобового стекла |
F76 | 10 | Штатная охранная система |
F77 | Не используется | |
F78 | 7,5 | Датчики кислорода, клапан адсорбера, клапан ЕГР и фазорегулятор (если присутствует) |
F79 | 40 | Электрический мотор вентилятора охлаждения |
F80 | 5 | Нагревательный элемент лобового стекла |
F81 | Не используются | |
F82 | Не используются |
Помимо предохранителей в данном блоке присутствуют реле для дистанционного управления многими исполнительными механизмами:
Номер реле | Назначение |
К21 | Первая секция обогрева лобового стекла |
К22 | Вторая секция обогрева лобового стекла |
К23 | Реле управления пусковым электродвигателем — стартером |
К24 | Звуковой сигнал |
К25 | Цепь управления звуковым сигналом в режиме тревоги |
К26 | Не задействован |
К27 | Главное реле подачи питания на контроллер |
К28 | Электромагнитная муфта кондиционера |
К29 | Вентилятор системы охлаждения |
Количество и назначение предохранителей может отличаться в зависимости от года выпуска и комплектации автомобиля. К примеру, в исполнения с механической коробкой передач, предохранитель, защищающий блок АКПП будет «пустым», то есть, не задействованным.
Назначение реле и предохранителей в салоне автомобиля
Теперь необходимо изучить предохранители и реле, устанавливаемые в салоне Лады Весты. Таблица выглядит следующим образом:
Номер предохранителя | Ампераж | Защищаемая цепь |
F1 | 15 | Мотор насоса омывателя лобового стекла |
F2 | 30/5 | Подрулевой переключатель управления светом. 30 Ампер – для нелюксовой комплектации и 5 – для Люкса. |
F3 | 10 | Цепь дальнего света левой блок-фары |
F4 | 30 | Левый подрулевой переключатель |
F5 | 15 | Цепь подогрева сидений |
F6 | 7,5 | Габаритный свет – левая сторона |
F7 | 10 | Габаритный свет – правая сторона |
F8 | 5 | ПТФ задние |
F9 | 3 | Повторитель правого зеркала |
F10 | 5 | Блок управления селектором для роботизированной коробки |
F11 | 10 | Ближний свет – левая блок-фара |
F12 | 15 | Через ЦЭКБС – указатели поворотов |
F13 | 10 | Питание салонного блока электроники |
F14 | 10 | Концевой выключатель педали тормоза |
F15 | 5 | Корректор фар и датчик дождя |
F16 | 5 | Выключатель педали тормоза |
F17 | 5 | Плафоны порогов, бардачка и багажника |
F18 | 3 | Повторитель левого зеркала |
F19 | 10 | Ближний свет – правая фара |
F20 | 5 | Обогрев зеркал |
F21 | 15 | Блок управления SRS |
F22 | 5 | Щиток приборов |
F23 | 5 | |
F24 | 5 | Магнитола и блок управления телеметрией ( в комплектациях с ЭРА-ГЛОНАСС) |
F26 | 15 | Цепь питания топливного насосак |
F27 | 5 | Парковочный радар |
F28 | 5 | Блок управления ЭУР |
F29 | 10 | Розетка прицепа |
F30 | 5 | ЭРА ГЛОНАСС |
F31 | 5 | |
F32 | 10 | Питание шины управления проводки моторного отсека К15М |
F33 | 5 | Блок управления стеклоподъемниками |
F34 | 5 | Блокировка кнопок Мульти-руля и питание датчика угла поворота рулевого колеса |
F35 | 5 | Питание кнопочного блока на двери водителя |
F36 | 15 | Магнитола и колодка диагностического разъема |
F37 | 7,5 | Правый стоп-сигнал |
F38 | 7,5 | Левый стоп-сигнал |
F39 | 10 | Питание ДХО |
F40 | 10 | Дальний свет – правая блок-фара |
F41 | 20 | Прикуриватель или розетка 12Вольт |
F42 | 20 | ЦЭКБС, шина BTP |
F43 | 20 | ЦЭКБС, управление центральным замком |
F44 | 30 | Электродвигатели стеклоподъемников |
F45 | 30 | Электромотор отопителя |
F46 | 30 | Электромотор стеклоочистителя |
F47 | 25 | Дальний свет правой фары, ближний свет левой фары и левая сторона габаритного света (через дополнительный кузовной блок) |
F48 | 30 | Дополнительный кузовной блок — стеклоочиститель |
F49 | 25 | Дополнительный блок кузовной электроники – ПТФ и подсветка номерного знака |
F50 | 25 | Дальний свет левой фары, ближний свет правой фары и правая сторона габаритов (через EMM) |
F51 | 5 | Питание датчика положения педали сцепления |
F52 | 5 | Зарядное устройство с USB портом |
F53 | 5 | Мультируль – питание кнопок управления круиз-контролем автмобиля |
F54 | Не задействован | |
F55 | 15 | Питание розетки в багажнике (только для универсала) |
Таблица реле в салонном блоке Лады Весты:
Номер реле | Назначение реле |
К1 | Цепи питания оптических приборов и обогрева сидений |
К2 | Не используется |
К3 | Нагревательный элемент заднего сидения |
К4 | Передний стеклоподъемник |
К5 | Мотор вентилятора отопителя |
К6 | Задний стеклоподъемник |
К7 | Питание топливного насоса |
К8 | Второе зажигание (аксессуары – от прикуривателя до магнитолы) |
К9 | ПТФ |
К чему приводит сгоревший предохранитель?
Сгоревший предохранитель оставляет без питания ту цепь, которую он защищает. Если плавкая вставка, например ДХО перегорела, то дневные огни включаться не будут. В этом случае предохранитель нужно заменить и включить зажигание еще раз. В большинстве случаев, прибор будет вновь работать исправно. Использование проволоки (жучков) может привести даже к возгоранию автомобиля, поэтому использовать ее не рекомендуется.
Почему перегорают предохранители?
Если вставка перегорает снова, то в электрической цепи случилась какая-то проблема. Случиться такое может по трем причинам:
- Бракованный предохранитель. Часто ложные срабатывания происходят с плавкими вставками дешевого китайского производителя. При перегаре нити, достаточно просто заменить вставку новой, но следует быть готовым к тому, что замена предохранителя на аналогичный через некоторое время приведет к аналогичному результату.
- Перегрузка в цепи. К примеру, использование слишком мощных приборов в прикуривателе создает перегрузку – превышение тока в электрической цепи номинал предохранителя. Следует быть осторожным с такими приборами, так как они могут стать причиной пожара.
- Короткое замыкание. Проводка автомобиля может перебиться о металлические части. К примеру, если цепь фары с плюсом и минусом протрутся о какое-нибудь металлическое крепление или кронштейн в подкапотном пространстве, то возникнет замыкание: ток в цепи резко возрастет, и плавкая вставка сгорит. Нередко, короткие замыкания в цепях возникают в результате непрофессионального вмешательства при установке дополнительного оборудования, к примеру, автомобильной сигнализации.
Заключение
Предохранители – важный компонент электрической системы автомобиля. Не следует проявлять халатность при их замене. Нужно быть внимательным к таким неисправностям или обратиться к автоэлектрику-диагносту.