С введением экологического класса Евро-3, автомобили в своей конструкции получили катализатор. Лада Гранта не стала исключением. Автовладелец, который хорошо относится к своей машине должен научиться определять его неисправность и иметь представление о его замене или удалении. Об этом вы узнаете в сегодняшней статье.
Как определить степень износа катализатора на Гранте
К сожалению, нет никаких признаков, указывающих, что катализатор изношен. О том, что он вышел из строя автовладелец узнает только когда деталь уже пора менять. Происходит этот процесс постепенно, а конечный итог будет ясен сразу. Тем не менее существуют косвенные признаки, которые могут указать на скорый выход из строя нейтрализатора в Гранте.
Основные симптомы:
- ошибка Check Engine по второму кислородному датчику;
- потеря мощности;
- увеличение расхода топлива.
Ошибка по второй лямбде может указывать не только на неисправность катализатора, но и поломку самого датчика, поэтому верить этим показаниям можно только после более тщательной диагностики. То же самое касается и остальных проблем, которые могут проявиться наравне с ошибкой.
Другое дело, когда катализатор полностью вышел из строя. Он может оплавиться или рассыпаться. В обоих случаях такая проблема проявится звоном в выхлопной системе, который будет меняться по мере оборотов двигателя или при наезде на препятствия.
Срок службы каталитического нейтрализатора на Lada Granta
Срок службы данной детали зависит от многих факторов. Но основные из них:
- топливо;
- состояние двигателя;
- силиконовые герметики.
Низкокачественный бензин может довольно быстро «убить» катализатор. Ведь он будет догорать не в цилиндрах, а непосредственно внутри сот нейтрализатора, таким образом, его износ ускорится.
Частые заправки таким топливом могут сократить срок службы этой детали до 30-60 тысяч километров пробега.
Другой фактор – это моторное масло и состояние двигателя. Чем больше пробег, тем выше вероятность угара смазки в цилиндрах. Частицы масла, которые выходят через выхлоп, засоряют катализатор, так как плохо поддаются дожигу.
Не лишним будет сказать и об использовании герметиков в ремонте двигателя. Герметики на основе силикона попадают в камеру сгорания, а оттуда – в катализатор. Силикон способен быстро вывести эту деталь из строя.
В среднем, каталитический нейтрализатор способен «пройти» около 100 тысяч километров.
Это значит, что он рассчитан на весь срок службы автомобиля. Впрочем, хорошее топливо и соблюдение всех рекомендаций по эксплуатации могут сохранять жизнь катализатору на протяжении 150 тысяч километров.
Удаление или замена катализатора на Гранте
В отличие от иномарок, Лада Гранта имеет в своей конструкции простой и недорогой катализатор. Цена его составляет не более 12 тысяч рублей. Поэтому менять его не так затратно. Существует два вида катализаторов для Гранты.
Таблица артикулов катализатора:
Вид | Артикул |
Старого образца | 21116120300800 |
Нового образца | 211161203008 |
Детали имеют лишь внешние отличия и являются взаимозаменяемыми. Единственное, что имеет действительно большую разницу – это цены. Новый катализатор дороже старого почти в 2 раза.
Есть и иная причина удаления нейтрализатора – улучшение динамических характеристик двигателя. В данном случае катализатор рассматривается, как препятствие для нормального выхода отработавших газов. Его удаление поможет мотору меньше тратить энергии на «проталкивание» выхлопных газов, а, следовательно, увеличит его КПД и мощность.
Демонтаж старого катализатора
Перед данной процедурой, настоятельно рекомендуется обработать гайки катколлектора при помощи WD-40 за день до разборки. Это облегчит их откручивание и поможет сохранить резьбу на шпильках, гайках и болтах.
Для данной процедуры понадобится смотровая яма или подъемник. Порядок действий следующий:
- Отсоедините фланец коллектора от приемной трубы.
- Демонтируйте впускной коллектор. Удобнее его снимать в сборе с модулем дроссельной заслонки.
- Открутите два болта крепления катколлектора к блоку цилиндров.
- Демонтируйте теплозащитный экран внутреннего ШРУСа.
- Открутите гайки крепления катколлектора к ГБЦ, сдвиньте его назад и вытащите из подкапотного пространства.
Старую металлическую прокладку можно смело выбрасывать, так как в дальнейшем она может прогореть и образует зазоры, через которые выхлопные газы могут просачиваться наружу.
Сам катализатор удаляют двумя способами:
- Распиливают банку, вскрывают ее, удаляют содержимое и сваривают все обратно.
- Полностью отрезают старую банку и по тем же размерам вваривают новый пламегаситель.
Если речь идет о замене катализатора, то проще и выгоднее установить на автомобиль новый катколлектор.
Установка нового катколлектора
В установке данной детали нет ничего сложного. Для этого достаточно выполнить несколько действий:
- Поставить коллектор с катализатором на шпильки и наживить гайки.
- Наживить болты крепления детали к блоку цилиндров.
- Затянуть гайки.
- Затянуть крепление к БЦ.
- Соединить фланец приемной трубы с катколлектором.
- Собрать все остальное в обратной разборке последовательности.
Внимание! При сборке необходимо использовать только новые прокладки и герметики, так как это детали разового монтажа.
При установке пламегасителя некоторые мастера используют немного иной принцип – они оставляют катколлектор родным, выпотрошив его содержимое, а пламегаситель приваривают в произвольной части выхлопа, имея возможность делать его длиннее.
Возможен и вариант монтажа его вместо штатной «банки», но тогда он потеряет свою эффективность. Хорошо для этих целей подходит пламегаситель с артикулом CDB PLIN 129.
Стоит ли глушить ЕГР на Гранте
ЕГР – это система рециркуляции отработавших газов. Она применяется и в двигателях Lada Granta. Система позволяет выполнить сразу несколько задач:
- Снижает вредные выбросы в атмосферу.
- Обеспечивает стабильную работу двигателя на разных режимах.
- Помогает обогатить или обеднить смесь при разных условиях эксплуатации, когда это уместно, например, в горах, где воздух богат кислородом.
Стоит учесть, что EGR не работает на холостых оборотах и при температуре антифриза ниже 50 градусов.
При удалении катализатора, смесь будет обогащаться, но об этом система не узнает, поэтому EGR будет забирать все несгоревшие остатки топлива и направлять этот «мусор» во впускной коллектор, а оттуда – в цилиндры двигателя.
Чтобы уберечь мотор от нежелательных последствий загрязнения, систему нужно глушить.
Нужно ли прошивать автомобиль после удаления катколлектора
Как только катализатор будет вырезан, то второй датчик кислорода, который используется для его диагностики, быстро «обнаружит пропажу». Соответствующий сигнал пойдет на ЭБУ двигателя. Контроллер начнет впрыскивать бензин в аварийном режиме, а на панели загорится значок Check Engine.
Чтобы этого не происходило, блок управления нужно перепрошивать! Задача новой прошивки контроллера – отключить учет данных кислородного датчика, установленного после нейтрализатора.
Подведем итоги
Удалить катализатор с Лады Гранты можно самостоятельно, имея на руках соответствующий инструмент, а вот перепрограммировать «мозги» сможет только специально обученный человек с нужным софтом. С заменой катализатора на штатный все можно сделать своими руками без прошивки.